Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Первое Мая»»
ПРОЕКТ
«МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»
Выполнила: воспитатель
Дорошенко Елена Петровна
2016год.
Социальный проект «Мой родной город- моя малая родина»
Групповой, краткосрочный
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели
Проблема:дети мало знают о родном городе. Зеленокумск- город маленький, здесь много достопримечательностей, которые несут в себе историю нашего города, много образовалось молодых семей, где родители являются приезжими из других регионов и городов и сами имеют недостаточно знаний о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми.Соответственно дети не владеют достаточной информацией.
Актуальность: каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Цель проекта:
- расширение знания детей о родном городе;
- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
1. Формировать представления детей о родном городе.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
5. Расширить знания детей о растительном и животном мире г. Зеленокумска.
6. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Гипотеза проекта: в результате целенаправленной и системной работы по расширению
знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются
любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому
осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма
Этапы реализации проекта.
1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный
- Изучение методической литературы;
- Составление перспективного плана;
- Создание развивающей среды;
- Подбор игр и оборудования.
3.Формирующий - деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итоговый - оценка уровня усвоенных знаний о родном городе, сформированности нравственно-патриотических чувств.
Содержание проектной деятельности.
1 День
Первая половина дня
1) Групповая/подгрупповая деятельность ( коммуникативная) «Знаешь ли ты свой город?» ( с использованием иллюстраций «Виды города») Цели: - выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы: - Как называется город, в котором ты живёшь?
- Почему он так называется?
- Что является центром нашего города?
- Как называется эта площадь?
- В нашем городе много памятников, назови их.
- Чем отличается город от деревни?
- Где в городе люди лечатся?
- Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получают посылки?
- Назови свой адрес
2) НОД . Развитие речи. Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу» Цели: - активизировать речевой материал по теме «Город»
- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;
- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память
3) Образовательная деятельность в режимных моментах Традиция «Утро радостных встреч» Детей встречает игрушка- инопланетянин. Расспрашивает детей, в какой стране и городе они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.
Цель: - выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире
4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.
- настольные игры- пазы с видами Бутурлиновки.
- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.
Вторая половина дня.
1). Групповая/подгрупповая деятельность
1. Д/и «Расскажи о родном городе,: какой он, г. Зеленокумск»
Цели: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
2. Познавательное сообщение «Знаете ли вы, почему Зеленокумск так назвали?»
2) Образовательная деятельность в режимных моментах
Д/И «Мы- строители города» (работа с контурной картой) Цели: - ознакомление с контурной картой города; - развития творческого потенциала
Ход игры: - предложить детям на карте «построить» город и стадион, расположить пляж, очистные сооружения, «распахать» поля; - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков
3) Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города»
2 День
Первая половина дня
1) Групповая/подгрупповая деятельность
1. Рассказ- беседа об истории возникновения родного города.
Цели: - закреплять знания детей о городе, - познакомить с историей возникновения
родного города и его основателем
- Познавательно- исследовательская. Развивающая игра «Путешествие»
Цели: - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей
города ; - воссоздать макет города который виден со стороны реки Кума
2) Образовательная деятельность в режимных моментах
1. Д/И «Сложи картинку и назови» (виды города )
2. Познавательно- исследовательская ( работа с контурной картой)
Цели:- познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по
цветам на карте расположены равнины (зелёный), горы (коричневый), реки и
водоёмы ( голубой)
3) НОД. Рисование « Город, в котором я живу. Мой район, мой дом»
Цели: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения
- побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности
(цвет- форма)
Вторая половина дня.
1). Образовательная деятельность в режимных моментах. Беседа «Музеи Родного Города» Цель: - вспомнить какие бывают музеи, для чего их создают
- рассказать о тех людях, которые создавали музеи и дарили свои коллекции
- поговорить о музее, что расположены недалеко от детского сада
2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить «Зеленокумский Краеведческий Музей»
3 День
Первая половина дня
1) Групповая/подгрупповая деятельность
1. Коммуникативная.Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»
Цель: - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города,
своего домашнего адреса.
2. Познавательно- исследовательская. Составление схемы улицы, где находится
наш детский сад.
2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).
3) НОД.Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад»
Цели: - расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад;– учить работать коллективно, обсуждать детали работы; - развивать воображение.
Вторая половина дня.
1) СРИ «Улицы родного города» Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, фабрика, аптека, милицейский участок, почта, детский сад);
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
2) Д/и «Сложи памятник».
3) Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.
4 День
Первая половина дня
1) Групповая/подгрупповая деятельность
1. Коммуникативная. Рассказ детей об интересных местах города, где они уже
успели побывать
2. Чтение стихотворений о родном городе.
2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг о Зеленокумске
Альбома «Мой родной Зеленокумск»,презентаций о городе.
3) НОД. Социализация « История возникновения родного города»
Цели: - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края
Вторая половина дня.
1) Познавательно- исследовательская « Составление Красной книги родного края»
Цель: - рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в Воронежской области
2) . Беседа: " Что интересного увидели и запомнили при посещении музея "
3) Рисование на тему « Животные родного края»
4) Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.
5 День
Первая половина дня
1) Групповая/подгрупповая деятельность
Составление и отгадывание загадок на тему « мои любимые места в городе.
2) Самостоятельная деятельность детей.
Познавательно- исследовательская. Рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего города
3) Поездка на экскурсию по городу « Познавательное путешествие»
Вторая половина дня.
1) Беседа «Что больше всего мне запомнилось и понравилось сегодня на экскурсии по городу »
2) Познавательная сказка Цель: - слушание сказок и заучивание малых жанров устного – народного творчества из сборника «В некотором царстве» фольклор для детей .
3) Продуктивная. Изготовление альбома «Мой город»
4) Д/и «Угадай, где я нахожусь».
Ожидаемые результаты:
- сформированность у детей представлений о родном городе
- закрепление знаний о названиях улиц, районов, ближайших социальных учреждениях
- знания о растительном и животном мире г. Бутурлиновки.
- сформированностьпредставлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города
- умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;
- умение ориентироваться по карте – схеме города.
.
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.
с.
2. Познакомьте ребенка с родным городом: консультация для воспитателей
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac117.htm, свободный.
3.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6, с.45-55.
4.. Экологическая Азбука для дошкольников и младших школьников "Животные Красной книги " С.В. Шаляпин [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://ecoclub.nsu.ru/isar/books/edubook6/2-12.htm, свободный
5. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.