ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Детский сад № 10 "Первое Мая"
Ставропольский край г Зеленокумск
Ставропольский край р-н Советский г Зеленокумск ул Бульварная, 26
+7 (86552) 6-18-01
doy1maya@mail.ru

Детский сад № 10 "Первое Мая"

Ставропольский край г Зеленокумск
МЕНЮ

Тьютор в ДОУ, как важный составляющий элемент дошкольного образования

Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор - становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Тьютор, как наставник, специалист, который опирается на внутренний потенциал ребёнка и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него непосредственную ответственность. Тьютор запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогает освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития.

Почему необходимо тьюторство в детском саду?

В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход. 

Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального специалиста, наставника.

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка. 

Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы согласно возрасту.

Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.

В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с одним ребенком.

Во время образовательной деятельности тьютор:

·         следит за организацией рабочего пространства ребёнка;

·         соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;

·         если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.

Для самого ребенка инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении. 

Но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь.

Для этого требуется включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе дошкольного учреждения.

Обозначая задачи тьютора, выделим следующие:

·         сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);

·         создание условий для получения образования в конкретной системе;

·         формирование новых компетенций;

·         преодоление дефицитов развития;

·         построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.

Функции тьютора в ДОУ:

·         Организация образовательной среды для дошкольников

·         это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);

·         повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов

·         проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;

·         координация взаимодействия субъектов образования.

Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:

·         подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

·         методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

·         подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.

Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:

·         выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;

·         вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

·         сопровождение детей в реализации маршрутов;

·         подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;

·         педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;

·         организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.

Надеюсь, информация была полезной!
 

© 2024. .