Консультация для родителей.
«Словесные игры для детей 5-7 лет»
Подготовила: учитель-логопед Локтионова Л.Г.
У детей в возрасте 5-7 лет начинается активная подготовка к школе, и родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая ребенка привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Но играть с детьми нужно и в этот период, тем более, что можно успешно совмещать обучение с игрой. Словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Предлагаю Вашему вниманию словесные игры, в которые Вы можете играть со своими детьми дома:
«Соедини»
Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.
Примеры:
- высокий, дерево — высокое дерево;
- девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
- лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;
«Ласковый мячик»
Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.
Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.
Примеры:
- стул — стульчик;
- глаз — глазик;
- солнце — солнышко;
- кукла — куколка.
«Земля, вода, воздух»
Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.
Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.
Пример:
- вода — карась;
- земля — кабан;
- воздух — воробей.
«Кто готовит?»
Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.
Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:
Примеры:
- готовит — повар (кулинар, кондитер);
- рисует — художник;
- пишет — писатель (журналист, поэт);
- строит — строитель;
- лечит — доктор.
Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.
«Новое слово»
Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Запретные слова»
Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо». Как ты обычно ведёшь себя дома? Ты хорошо плаваешь? Как ты рисуешь? Как ты катаешься на коньках? Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?
«Кто больше»
В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето - теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое. Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река - течет, бежит, журчит, бурлит.
«Придумай слово»
Ребеку нужно придумать слова, начинающиеся на слоги: «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень); «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля); «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер) и т.д Придумать слова, заканчивающиеся на слог: «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание: «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог) и т.д.
«Скажи наоборот»
Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним - противоположное по значению: «горячий»; «лето-зима»; «низкий - высокий»; «плохо-хорошо» и т.д.
«Один-много»
Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова. Ребенок-люди, медвежонок - медвежата, человек-люди.
«Слово-ассоциация»
Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.
«Обними словами»
Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.
После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.
*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.
Пример:
- Кошка;
- Кошка бежит;
- Рыжая кошка бежит;
- Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
- Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
- Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.
«Закончи предложение»
Согласование существительных с числительными.
- Три шара, а пять …
- Три ложки, а пять …
- Четыре пуговицы, а десять …
- Одна конфета, а пять…
- Один дом, а два …
- Один лоб, а два …
- Два уха, а шесть …
- Одно зеркало, а семь…
- Один лев, а три… и т.д.
«Кочерга»
Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:
«Как тебя зовут?»-Поварешка.
«А как зовут твою маму?»-Поварешка
«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку
«С кем ты гулял?»- с Поварешкой
«Кто твои друзья?» -Поварешки.
Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в числе и падеже.
«Отвечай быстро»
Взрослый, держа в руках мяч, объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу тебе мяч. Ты должен назвать предмет такого же цвета». Потом ребенок сам называет любой другой цвет и бросает мяч взрослому или другому ребенку. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».
Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.
Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.
«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный» и т.д.
В следующий раз за основной признак берется форма. Взрослый говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему.
«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч взрослому или следующему игроку.
Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.
Успехов вам!