ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Детский сад № 10 "Первое Мая"
Ставропольский край г Зеленокумск
Ставропольский край р-н Советский г Зеленокумск ул Бульварная, 26
+7 (86552) 6-18-01
doy1maya@mail.ru

Детский сад № 10 "Первое Мая"

Ставропольский край г Зеленокумск
МЕНЮ
1
апреля
2024

ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

 

Действия при угрозе совершения террористического акта

Важно! Необходимо контролировать постоянно ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь в транспорте, культурно-развлекательных, торговых и спортивных центрах.

·         Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. В них могут быть скрыты взрывные устройства (в бутылках из под сока, сотовых телефонах, зажигалках и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

·         При обнаружении бесхозных вещей, не трогайте их! Сообщите об этом водителю общественного транспорта, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов полиции. Ни в коем случае, не пытайтесь заглянуть внутрь данного пакета, коробки, или иного предмета.

·         Родители! Объясните своим детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять огромную опасность. Даже обычный фонарик!

·         При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

·         Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.

·         Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы!
 

Как оградить своего ребенка от злоумышленников?

Дети, особенно дошкольного возраста – одна из наиболее уязвимых групп населения. Предупреждать детей об опасности – прямая обязанность родителей (законных представителей).

Объясняйте своему ребенку, что они должны запомнить свой адрес, имя и фамилию, а также имена родителей и место их работы. Сделайте кулон, браслет, где будут указаны ваши номера телефонов.

Объясните своему ребенку: если он потерялся, то не должен паниковать. Нужно обратиться за помощью к взрослым людям. Если он потерялся в магазине –   к кассиру, продавцу или охраннику, на улице – к полицейскому.

Постоянно говорите своим детям, что нельзя открывать двери незнакомым людям, кем бы они ни представились. У родителей есть свои ключи, а остальным без родителей открывать нельзя. Среди, казалось бы, порядочных людей могут встретиться, и грабители, и воры, и мошенники, и разбойники.

Объясните своим детям, что никто не может прийти в дом от вашего имени с просьбой отдать какую-то вещь или сумму денег, передать сладости, приютить на ночлег и др.

 

ПОВТОРЯЙТЕ СВОИМ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ «НЕ»:

·         не садись в машину с незнакомыми;

·         не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они ни уговаривали и чтобы интересное ни предлагали;

·         не заигрывайся во дворе.

·         не играй на улице с наступлением темноты;

5
сентября
2023

29
августа
2023

На сегодняшний день проблема обучения, воспитания и развития детей с ограниченными  возможностями  здоровья 

 (далее —  с ОВЗ)  является  весьма  острой  и  актуальной. 

Так,в настоящее время  наблюдается  тенденция  увеличения  численности  лиц  данной  категории  в  образовательных  учреждениях. 

Это определяет необходимость объединения специалистов разного профиля, требуется поиск и разработка эффективных моделей сотрудничества 

специалистов в процессе оказания помощи таким детям.         
         Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя и пр. Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В педагогическом коллективе нашего сада успешно практикуется система тесного взаимодействия и поддержки между педагогами и специалистами. Работая с особенными детьми, каждый прилагает максимум усилий для реализации задач по социализации воспитанников в дошкольной среде, по коррекционной работе в разных образовательных областях программы обучения детей с ОВЗ.

Благодаря тесному сотрудничеству и общему желанию прийти к одному результату, у каждого ребенка видны изменения в лучшую сторону. Маленькие шажочки, которые делает дошкольник «за руку с воспитателем, тьютором, музыкантом, дефектологом и психологом, безумно радуют родителей, медленно, но верно формируют в ребенке уверенность в себе, укрепляют веру в хорошее и светлое будущее, в котором не бросят, а протянут руку помощи…

Каждый педагог нашего ДОУ, с уверенностью может сказать, что воспитанник его группы смело идет по жизни, доверяя сильному взрослому, знает, что общество, в которое ему придется рано или поздно влиться, встретит его с улыбкой, что доброты в мире больше, чем зла…

А эту уверенность дают ребенку любящие родители, заботливые воспитатели, профессионалы своего дела, любящие свое дело специалисты узкого и широкого профиля, работающие с воспитанниками сада и их родителями.

МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, СООБЩА, МОЖНО ПРИЙТИ К ХОРОШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ!

ФОТО

29
августа
2023

Кто такой дефектолог? Дефектолог – это педагог, специализирующийся в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи дошкольникам с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях дошкольного учреждения. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на образовательную деятельность и общее развитие ребенка. Коррекционно – развивающая работа учителя – дефектолога построена в соответствии с ФГОС ФОП ДО.

Деятельность учителя – дефектолога в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач: адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Основными направлениями работы являются:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами ППк.

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодей­ствия специалистов.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объедине­ний, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а так­же оформление документации

Коррекционно-развивающая работа учителя – дефектолога осуществляется применительно к дошкольникам с ОВЗ.  

Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику.

Дошкольный педагог-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

Функции дефектолога в детском саду

Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются, логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.

Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. 

Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы». Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Довольно часто родители бояться обращаться к дефектологу. Страх в данном случае – главный враг! Потому что нужно вовремя распознать отклонения; понять, что не так с развитием малыша и, как ему помочь.

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

• Испытывает трудности в движении. При нормальном развитии ребёнок постоянно двигается, прыгает, бегает, требует внимания. Затем ребёнок устаёт и садится играть в спокойные игры. Требуется помощь специалиста, если тело ребёнка находится в постоянном движении, не может усидеть на месте. Попытки усадить и занять спокойными играми оборачивается истериками. В данном случае наблюдается повышенный тонус мышц и постоянное возбуждённое состояние головного мозга ребёнка (мозг требует постоянного движения, иначе нервные импульсы перестают поступать в его разные отделы).

• Не умеет играть. Зацикленность. К трём годам, при нормальном развитии, ребёнок накапливает большой опыт. Он может различать характеристику предметов: их цвет, материал, размер и другие детали. Так же может по-разному играть с одним и тем же предметом – придумывать правила, сюжет и роль. Ребёнку требуется помощь, если он не может концентрироваться на одной деятельности более 2-3 минут, действия носят цикличный характер (стучит, бросает предметы, расставляет в ряд, попытки переключить на другую игру встречаются плачем, в процессе игры – не рассматривает предметы, а ломает, бросает или ставит их в ряд.

• Не понимает инструкцию, отказывается её выполнять. Ребёнок не всегда слушается родителей и это нормально. Но с ним всегда можно договориться, переключить его внимание на другие предметы, окружающий мир. Требуется помощь специалиста, если ребёнок на просьбу выполнить задание или инструкцию убегает, прячется, закатывает истерику.

• Медленно думает, плохо понимает причинно-следственные связи. Чтобы установить причинно-следственные связи, ребёнок постоянно задаёт вопросы, интересуется окружающим миром. К четырём годам ребёнок спокойно может ответить на простые вопросы: как прошёл день? Чем занимались в садике? Ребёнок сможет построить развёрнутое высказывание. Требуется помощь специалиста, если: ребёнок плачет, при непонятном для него вопросе, во время игр при старой инструкции, но новых предметах не понимает, что нужно делать, плохо отвечает на простые вопросы, ребёнок нервничает и не может выразить свои эмоции, давая задание ребёнку требуется время и многократное повторение, так как большая часть информации пролетает «мимо ушей», ребёнок постоянно просит помощи, не проявляя самостоятельности.

• Ребёнок находится в «своём мире». В раннем дошкольном возрасте ребёнок может так увлечься игрой, что не обращает внимание на окружающих, но стоит с ним заговорить или коснуться рукой и он может переключиться на другую деятельность. Следует обратиться к специалисту, если: ребёнок плохо реагирует на прикосновения и нельзя достучаться до ребёнка, пока он занят, ребёнок постоянно играет в монотонные игры (бросает игрушки, бегает по дому, расставляет предметы в ряд, ребёнка не интересует, что происходит вокруг него.

• Отказывается учиться и плохо запоминает информацию. С раннего возраста у ребёнка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползёт к интересным ему предметам, рассматривает их и тянет в рот. К четырём годам можно уже чётко определить область интереса ребёнка. Через познавательный интерес у ребёнка формируется память. Требуется помощь специалиста, если: ребёнок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом, ребёнок длительное время не может запомнить новые слова, не может досказать небольшие простенькие стихотворения, при изучении чего-то нового ребенок торопится, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче.

 

Таким образом, если что-то из перечисленного вас беспокоит, непременно стоит обратиться за консультацией к дефектологу.

В ГКДОУ «Детский сад № 10 «Первое Мая», записаться и посетить специалиста (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог), может любой родитель, который планирует привести своего ребенка к нам в сад.

Наши специалисты работают в рамках Консультационного пункта «Поддержка» и не только.

Мы вам-не откажем в помощи!

29
августа
2023

Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму. ама

Разберем, чем такие специалисты занимаются, что собой представляет профессия, какие у нее плюсы, минусы и где можно получить профильное образование.

Кто такой тьютор и чем он занимается?

Тьютор — это учитель-консультант, воспитатель, индивидуальный наставник и опекун. Он следит, чтобы его подопечный осваивал учебную программу, выполнял домашние задания. От специалиста требуется эмоциональная поддержка, внимание, поэтому профессия подходит тем, кто любит работать с детьми.

Наставник может заниматься с одним или несколькими детьми. Сколько тьюторов нужно для коллектива воспитанников, зависит от особенностей образовательного процесса. Часто специалист работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот тьютор выступает как воспитатель, поддерживающий в ребенке стремление к самостоятельности, получению знаний. Наставник в инклюзивном образовании следит, чтобы дети с ОВЗ учились в удобном режиме и успешно социализировались.

Где учиться на тьютора?

Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов, переподготавливать.

 В нашем ДОУ, 3 специалиста, получившие переподготовку «Тьютор ДОУ», на базе высшего образования. 

Что должен знать тьютор?

Чтобы выполнять обязанности, специалист должен владеть методиками общей, коррекционной педагогики, индивидуального планирования учебного процесса. Нужны знания в следующих областях:

  • законодательство в области образования, семейного права;
  • основы возрастной педагогики и психологии, школьной гигиены;
  • методики организации процесса обучения в общем, инклюзивном образовании;
  • методы поиска информации, в том числе в цифровом виде;
  • мотивация, развитие игровой деятельности у детей.

Чтобы заниматься с детьми с ОВЗ, специалист должен владеть методиками специальной психологии, логопедии, уметь диагностировать уровень психофизического развития воспитанников. В зависимости от должностной инструкции и места работы, могут понадобиться навыки коррекционно-развивающей работы.

Должностные обязанности и функции тьютора

Непосредственные должностные обязанности тьютора определяет руководство организации, в которой он работает. Инструкции разрабатываются на базе квалификатора профессий. К функциональным обязанностям специалиста, в целом, относится:

  • выявление, структурирование и развитие у детей интереса к знаниям;
  • подготовка индивидуальных программ обучения в рамках должностной инструкции;
  • сопровождение учеников в процессе обучения, подготовки к урокам, поиска информации для самообразования;
  • профориентационная работа, помощь в подборе дополнительных курсов;
  • контроль уровня знаний, анализ причин успехов и неудач.

В обязанности также включают составление внутренних должностных инструкций, других документов. При работе с детьми с ОВЗ специалист делает упор на поддержку, активизацию стремления к знаниям, речевого общения.

Важные личные качества тьютора

Тьютор должен легко находить общий язык с разными людьми, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками. В работе с детьми с ОВЗ нужно безусловно принимать их, быть максимально эмпатичным. Важные для тьютора качества:

  • самоорганизованность, пунктуальность, ответственность;
  • психоэмоциональная устойчивость;
  • тактичность, спокойствие, рассудительность;
  • толерантность и высокая культура общения;
  • способности к анализу, наблюдательность;
  • творческие способности, креативность.

С кем занимаются тьюторы в «Первое Мая»?

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду.

Наши тьюторы работают прежде всего с ДЕТЬМИ!

Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.

Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

 

Реклама

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.

Цель ТЬЮТОРА — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.

Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
  • адаптация ребенка к коллективу;
  • -контроль результатов реализации индивидуальной программы.

Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.

Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие, соответствующее возрасту — то есть готов к школе.

Есть вопросы о работе тьютора?

Задавайте нашим специалистам, с удовольствием ответим.

ИЛИ:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

29
августа
2023

Министерство образования Ставропольского края информирует о том, что с целью повышения уровня развития будущих первоклассников, оказания
методической помощи родителям и работникам дошкольных образовательных организаций Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» разработан специальный проект «Инновационная
Академия родителей».
Данный проект содержит 61 специально разработанное занятие для эффективной подготовки детей к школе. Каждое занятие включает теоретическую часть, игры, творческие проекты, упражнения и практические занятия. Проект реализован в виде чат бота в мессенджере Telegram, социальной сети «ВКонтакте». Ссылки на пост о запуске: https://vk.com/wall-194497181_1798https://t.me/ivfrao/1/811/.

30
июня
2023

Памятка родителям ГКДОУ «Детский сад № 10 «Первое Мая»

"Безопасное лето 2023"

Уважаемые родители, предупреждаем вас о том, что вы несете полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность ваших детей во время летних каникул!

1. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители или лица, замещающие их.

2. Родители несут полную ответственность за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей (даже если ребенок находится у бабушки, ответственность несут родители. Поэтому необходимо ознакомить близких родственников с ответственностью за жизнь Вашего ребенка).

3. Повторите с детьми наизусть телефоны экстренных служб спасения, куда дети могут позвонить, если Вас не окажется рядом.

4. Административная ответственность наступает с 14 лет, уголовная — с 16 лет. Однако за употребление, распространение наркотических средств, кражу, тяжкие преступления — уголовная ответственность с 14 лет.

5. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 14 лет, административную ответственность несут родители учащихся.

6. При нахождении на улице в вечернее время необходимо обязательно наличие световозвращающего элемента (фликера) в целях безопасности.

7. Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет только при отсутствии тротуара. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями для движения пешеходов. Велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом заднего вида, катафотами. Переезжать пешеходный переход на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО. На велосипеде детям можно кататься в пешеходных и жилых зонах, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

8. Нецензурная брань в общественном месте является правонарушением.

9. СМС— сообщения, переписка в Интернете с оскорбительными выражениями в адрес другого человека несут за собой административную ответственность.

10. Употребление спиртных напитков, курительных смесей, наркотических веществ несовершеннолетними строго запрещено.

11. Перевозка детей автомобильным транспортом должна осуществляться в соответствии с правилами дорожного движения.

12. Покупка взрослыми алкогольных напитков (пиво, тоник, шейк и др.) для несовершеннолетних, наркотических веществ, а также спаивание малолетних несет административную ответственность с составлением протокола и наложение штрафа.

13. Остерегайтесь вовлечения Ваших детей в группировки антиобщественной направленности (фашисты, националистические группы, футбольные фанаты и др.)

14. Расскажите детям об опасности экстремальных селфи (в недостроенных зданиях, на строительных объектах, на поездах и железной дороге, на крышах высотных зданий).

15.  Несовершеннолетним детям запрещено находиться на крышах многоэтажных домов.

16. Любое правонарушение, преступление несовершеннолетнего влечет за собой постановку на профилактический учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

17. Не оставляйте несовершеннолетних детей одних дома

18. Контролируйте местонахождение Вашего ребенка постоянно. Помните об опасности заброшенных зданий, котлованов, строительных объектов и др.

 Памятки (просмотреть)

30
июня
2023

Уважаемые родители! Для того, чтобы Ваши дети не забыли пройденный материал за учебный год. Педагоги групп ГКДОУ «Детский сад № 10 «Первое Мая» предлагают Вам памятку с заданиями на летний период по следующим разделам:

 

  1. Формирование элементарных математических представлений.

Повторять в повседневной жизни: счет прямой, обратный, порядковый в пределах 10.

Повторять числа-цифры, соседей числа, например, «читать» номера машин.

Сравнивать на различном материале группы предметов.

Повторять геометрические фигуры и формы (круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; шар, куб, конус, цилиндр) их признаки. Находить и называть в окружающей обстановке. Повторять цвета.

Ориентироваться в пространстве: близко, далеко, лево-право, слева-справа, верх-низ, сверху-снизу, впереди.

Ориентироваться на листе бумаги: верх-низ, лево-право, центр, верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.

Называть и различать величину предметов: большой-поменьше-маленький; маленький-побольше-большой; высокий-пониже-низкий; высокий-пониже-низкий; низкий-повыше-высокий. Одинаковые по величине.

Повторять и уточнять последовательность частей суток, времен года, признаки.

Использовать в повседневной жизни предлоги в, на, под, к, за, у.

  1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.

Посетить достопримечательности г. Иркутска: цирк, парки, музеи, театры, фонтаны.

Сфотографироваться и предоставить фотоотчет в виде коллажа, книжки-малышки (при выездах в места отдыха не забывайте фотографироваться!)

Выучить домашний адрес.

Играть в игры:

а) «Один-много»

Пример: стул-стулья (в именительном падеже)

б) «Назови одним словом»

пример: морковь-помидор-огурец-лук – это овощи.

в) «Назови любой предмет …?»

Пример: назови любой предмет мебели

г) «Назови ласково»

Пример: кот – котик, стол – столик

е) составлять описательные рассказы

ж) учить стихотворения

з) «Чего нет?»

Пример: стул – нет стула

и) «Скажи наоборот»

Пример: сильный-слабый, друг-враг, ходит-стоит

д) Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Пример: Скажи какой дом? Дом высокий, кирпичный, красный!

  1. Чтение художественной литературы.

Чтение сказок детям. Чтение произведений К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, Бианки, Пришвина и других авторов. Рассматривание иллюстрации. Отвечать на вопросы по произведению (требуйте от детей полных ответов).

Загадывайте загадки.

  1. Звуковая культура речи.

Выполняйте артикуляционную гимнастику

Игра: «Назови слово со звуком...!» А, о, У, Ы, М, В, Н, К, П, С.

Игра: «Какой первый (последний) звук в слове.

Пример: назови слово со звуком [м] – машина, сумка, дом (звук может стоять как в начале, так в середине, так и в конце слова).

Знать характеристики звуков.

Соотносить звуки соответствующим цветом (гласные-красный, согласные твердые-синий, согласные мягкий-зеленый).

Соотносить звук-буква.

  1. Графо-моторные навыки.

Следить за правильностью держания карандаша.

Проводить прямые, наклонные, волнистые линии.

Замыкать линию в круг. Рисовать геометрические фигуры, полуовалы, полукруги.

Штриховка в разных направлениях.

Рисование по контуру.

  1. Продуктивные виды деятельности.

Для закрепления полученных умений по лепке, аппликации, рисованию и выполняйте вместе с детьми работы с использованием различных техник и материалов. Работать с ножницами. Вырезывать круг из квадрата, плавно срезая углы. Из прямоугольника – овал. Разрезать квадрат, прямоугольник по диагонали и пополам.

Материал для печати

Желаем удачи!

30
июня
2023

Рекомендации учителя- дефектолога родителям!


1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: "Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
6.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 
Не забывайте:
развивайте ребенка, играя с ним!
Ваш ребенок самый замечательный!


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


           Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
         Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры.
         Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
       Сенсорное развитие у детей с  ОВЗ также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
        Таким образом, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ - буквально с первых дней его жизни является:
- залогом успешного осуществления разных видов деятельности;
- формирования различных способностей;
- обеспечивает приток новых впечатлений;
- способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.

 

Игры на кухне. Играем и развиваемся.


 

"Умные занятия в кругу семьи"


 

"Сенсорное развитие и дидактические игры"


 

МОЗАЙКА-ШНУРОВКА


          В своих занятиях с детьми я часто использую пособие мозайка - шнуровка. Это прекрасная возможность для ребенка выучить цвета, развивать мышление и творческое воображение. Кроме того мозаика - шнуровка отлично развивает у детей мелкую моторику рук и улучшает координацию движений, что особенно важно для детей с ОВЗ.
        На таком занятии ребёнок сможет научиться завязывать шнурки, причём без проблем. И процесс будет интересным и увлекательным. Шнуровки способствуют развитию ловкости и развивают логическое мышление.          

 Занятия со шнуровками улучшают координацию, так как ребёнку приходится продевать верёвочки изнутри и снаружи, попадая наконечниками в узкие отверстия. Это прекрасная тренировка зрения и глазомера, такое занятие повышает концентрацию внимания, развивает усидчивость.

 

  


Знакомство детей с дикими и домашними животными
      

        Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но для дошкольников почти каждое занятие, будь то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, несет элементы ознакомления с окружающим миром.
        С самого раннего детства ребенок начинает понимать, что помимо людей в мире живут и другие существа, которые тоже двигаются, издают звуки и любят, чтобы их гладили.
       Если в доме нет домашнего животного, то первое знакомство с миром фауны у ребенка происходит через мягких игрушек-зверят и детские книжки с рисунками. Читая такие книги, родители могут рассказывать своим малышам о тех животных, которые изображены в книге. Детям будет интересно узнать, где живут звери, что они едят и какие издают звуки.
         Специалисты утверждают, что наличие домашних животных благотворно влияет на развитие ребенка. Если в вашем доме живет кошка или собака, то малыш с раннего возраста приобретает себе мохнатого друга, с которым он будет с удовольствием играть и познавать мир.
          Важно, чтобы родители с самого начала учили ребенка бережно относится ко всему живому. Необходимо объяснять, что животное нельзя бить, тянуть за шерсть, что ему от этого становится очень больно. К тому же собака или кошка от боли могут поцарапать или укусить вашего ребенка. В таком случае, необходимо строго пресечь поведение животного, а малышу объяснить, что собаке тоже больно, поэтому она может покусать.
          Если у вас нет возможности содержать собаку или кошку, то можно завести морскую. Также ребенку будет интересно наблюдать за черепахой или рыбками в аквариуме.
          С раннего детства привлекайте своего малыша к уходу за питомцами. Это поможет развить у ребенка чувство ответственности. Малыш должен понять, что любое домашнее животное - это не только объект для ласки и игр, но и забот, которыми необходимо регулярно заниматься.
Если вы не являетесь сторонником домашних животных или не можете завести их по здоровью, то обязательно обращайте внимание своего малыша на животных на улице. Покажите ему кошку на окне, расскажите про нее. Попросите знакомых с собаками сходить с вами на прогулку, чтобы малыш познакомился с ними поближе. Рассказывайте малышу о породах, о том, что едят собаки и как за ними необходимо ухаживать. Не запрещайте ребенку гладить животное, просто объясните, что после этого необходимо обязательно помыть руки.
       Знакомство с дикими животными также начинается из книг. Затем можно показать малышу фильмы о природе. Обязательно сходите в зоогалерею или зоопарк. Следите, чтобы малыш не испугался резких криков. Рассказывайте ему о каждом животном, при этом сразу стоит дать понять, что дикие животные - это не кошки и собаки, их нельзя гладить и кормить.
      Ученые говорят, что чем больше маленький человек общается с природой - будь то игра со своей собакой или поездка в зоопарк, тем гармоничнее будет формироваться его характер.

 

 


ТИКО -конструирование!

 

Что развивает ТИКО?
Т – творческие умения
И – интеллектуальные умения
К – коммуникативные умения
О – организаторские и оценочные умения
Работа с конструктором позволяет решить одну из основных задач  – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В результате конструирования происходит значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Для детей важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать. Это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию.
       Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Педагоги  используют ТИКО-конструирование на занятиях - изучают цвет, размер, форму фигур; количество и счет; звуки и буквы.

 

 


   Математическая подготовка ребенка к школе


 Что нужно знать о глазах родителям и воспитателям


 Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста


ШАРИКИ


        Фридрих Фребель признал, что мяч это первая и любимая игрушка младенцев. Он легкий и простой для захвата или удержания. Обучение по методике Фребеля происходит от впечатлений, сформированных во время игры.
       Ребенок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом. Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Эта ранняя физическая активность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.
      Детей очень увлекают эти уникальные шарики, на своих занятия мы их часто используем.

 

 


 

Дети с синдромом Дауна. Практические советы родителям


 

Игры с песком для детей с умственной отсталостью (рекомендации родителям)


 

Совет дефектолога «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»


 

Рекомендации и советы родителям дошкольников


 

Как учить стихи, если ребенок эти стихи учить отказывается?

 


 Игры с математическим содержанием для детей с ОВЗ 5-6 лет


 Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста

 

 


 

"ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА"


 

  ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

 

     Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.
       Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.
 ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.
 В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
  всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
  приказных фраз;
  повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  глаголов "должен", "обязан", "нужно".
  ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).
 НЕ НАДО:
  вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
  хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ:
1. Телевизор, видео - не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
2. Если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь - это радость;
3. от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
СТАРАЙТЕСЬ:
 Не говорить с иронией или насмешкой;
- Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; 
- Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении); 
- Всегда быть с ребенком вежливым, теплым; 
- Не торопить и не подгонять ребенка; 
- Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы; 
- Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок; 
- Не говорите ребенку, что не любите его; 
- Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
 От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:
Молодец!
Правильно!
У тебя это здорово получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.



      ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН!

 

      Детство, как всем хорошо известно, это период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Итальянский педагог Мария Монтессори (которая, собственно, одной из первых определила границы сензитивных периодов развития и восприятия у детей) отмечала, что с рождения до 3-х летнего возраста период восприятия порядка, до 5,5 лет сенсорного развития, до 6 лет речевого развития. Сензитивным периодом развития социальных навыков является возраст 2,5 - 6 лет. Задачей родителей в пору детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
      Что именно должны вложить родители в сознание ребенка, конечно же, определяется семьей, никаких прописанных постулатов не существует и маловероятно, что они будут когда-нибудь узаконены. Но любой взрослый человек, который существует в социуме и каждый день непосредственно контактирует с людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития активной речи, прививка у ребенка культуры общения - очень важный момент в его социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?
      Очень важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Члены семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, такие как мытье рук и последующее их вытирание для предотвращения отравления. Так и слова приветствия следует говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а именно потому, что этими словами можно выразить свое уважение и пожелать здоровья собеседнику (Здравствуйте - от слова «здравие»).
      Очень часто в детском саду родители отправляют малыша сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в дверях, забывая, что лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше произойдет закрепление этого действия, принятия его как нормы поведения. Если отец в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, для будущего мужчины навсегда будет правилом этот поступок.
      Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определёенных норм, иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения верен, а какой нет и какой линии поведения стоит придерживаться. Поведение у детей не очень устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного или прочитанного. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца». В этот период жизни любой ребёнок очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Поэтому в своей нравственной ориентации он вынужден равняться на взрослых.
      В заключении хочется вспомнить такие слова Порфирия Кавсокаливита: «Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь». Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно.
    Сензитивный период развития ребёнка — период, в пределах которого у ребёнка складываются самые благоприятные условия для формирования определенных качеств, психологических свойств и различных видов поведения.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ


          Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с  ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
         Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.
Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.
        По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
        Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.
        Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
         Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.
        Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
        Поэтому в подготовительный  и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
- Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
        Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
        Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
        Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».
        Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

 

 

30
июня
2023

Рекомендации  учителя-логопеда родителям на летний период

 Лето — пора отпусков — благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Уважаемые родители,не забывайте, что ребёнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться. Неудивительно, что многим семьям хочется вырваться из душного, пыльного города и оказаться на красивом морском побережье или в тихой спокойной деревне, на даче. Но это не означает, что развитие ребёнка останавливается. Летом он получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Во время отпуска, не следует забывать о речевых проблемах детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

В логопедической практике много случаев, когда в летний период положительные результаты коррекции заметно снижаются.

Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?» А перед логопедом стоит вопрос: «Какое же доступное, понятное задание дать на лето родителям?» Мы хотим предложить ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. При выполнении упражнений хорошо использовать наглядный материал, поскольку детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Речь должна быть четкой, ребенку нужно видеть движения губ говорящего. И обязательно поощрять его, не употреблять слово «неправильно»! Каждая семья предпочитает отдыхать по-разному. 

Чаще всего детей везут на море.  Используйте отдых  с пользой.

 -Можно поговорить о транспорте, кто на нём работает.

Самолёт,машина, поезд, теплоход

Рассмотрите части самолёта, сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на нумерацию вагонов. На теплоходе ребёнок познакомится с новыми словами. Помогайте ему их проговаривать.

-Все дети обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову «вода» /какая?/ тёплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д; «море» /какое?/ синее, теплое, красивое; «камешки» /какие?/ мелкие, крупные, мокрые; «песок» /какой?/ сухой, влажный, жёлтый.

 -Камешки на пляже различайте по форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на песке.

-Ваш ребёнок недостаточно хорошо запомнил буквы- также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он складывает слова- пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку.

 Камешками обозначьте гласные.

Спросите - какой гласный слышится сильнее /ударение/. Палочками разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые встретились.

 -Трудные и незнакомые слова проговаривайте с ребёнком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно /сопряжённо/, потом ребёнок пробует повторить самостоятельно, после вас /отражённо/.

-Берег моря благотворно влияет на творческую активность ребёнка.

Все дети, сидя на берегу, что-то строят из песка. Дайте ребёнку выразить свои творческие настроения. Но не забывайте про связную речь. Пусть он оречевляет свои действия. Спросите: «Что ты построил?», «Там кто-нибудь живёт?», «Как его зовут?» / с именем можно пофантазировать/, «Что он там делает?». По ходу сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребёнок отвечал полными предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если ребёнок захочет – можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить, конструировать.

Вы повезли отдыхать ребёнка в деревню. Замечательно!

 

 

Можно вспомнить всё, о чём он узнал в детском саду. Лучшее усвоение – через личный опыт. А уж там его можно набраться сполна.

 -В огороде - что только не растёт. Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветёт и даёт плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания составьте с ребёнком описательный рассказ.

-В саду фрукты. Расскажите ребёнку побольше о них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ. Закрепляя овощи-фрукты, поиграйте в игру «Что лишнее?

-Цветы. Их названия помогут /порой трудные/ помогут тренировать слоговую структуру слова, определять место звуков в слове, делить слова на слоги.

-Домашние животные, хоть какие-то, в деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребёнок их детёнышей? Спросите в единственном и множественном числе. Подробно стараемся описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребёнку составить описательный рассказ.

Закрепите образование прилагательных от существительных /молочные, мясные/, согласование числительных 2 и 5 с существительными /две коровы, пять коров/, глаголы в игре «Кто как голос подаёт» / Мычит, ржёт, блеет/.

 -Если повезёт, в деревне могут держать уток, гусей, кур, индюков.

Расскажите ребёнку всё об этих домашних птицах. -Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц.

-Если вы с ребёнком пошли на речку купаться – ему там раздолье.

На рыбалку собрались – ребёнок узнает много новых слов. Научите ребёнка последовательно излагать произошедшие события.

 -В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды.

Из листьев сделайте гербарий. Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, чем они различаются.

 Можно закреплять различные грамматические формы.

Собираете ягоды – не забудьте спросить какой сок, варенье получиться из черники, брусники и т. д.

 -Полезной окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребёнку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие хлебобулочные изделия он знает.

-Наблюдайте за различными явлениями природы и описывайте их словами /гроза, радуга, закат и т. д. / Повторите части суток и времена года.

Если ваш отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребёнку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки.

Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Играйте в следующие игры:

-упр. «Считай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов.

 -упр. «Один-много». Кошка-… кошки, корова-…коровы и т. д. (на любую тему).

-упр. «Назови ласково». Стол-столик, кровать –кроватка и т.д. -упр. «Назови части». Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т.д.

 -упр. «Скажи наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.

 -упр. «Кому что нужно?». Художнику – кисть, повару –кастрюля и.т.д.

-упр. «Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом –машинист и.т.д.

-упр. «Кто где живет?». В норе живет(кто?) – лиса; в берлоге, в дупле… -упр. «Кому что дадим?». Мясо –волку; малину, мед, орехи, грибы, морковку.

Развитие связной речи

Игры и задания, способствующие развитию связной речи:

-подбирать определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») – чем больше, тем лучше.

-узнавать предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - …береза»); -игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет).

А теперь попробуй загадать ты!

 - составлять словосочетания и предложения с заданными словами («Составь предложение по двум опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т.д.

— игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т.д.);

— игра «А если бы...» («А если бы у меня был ковер-самолет, шапка-невидимка...»);

— переделать известную сказку;

— придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова);

 — придумать продолжение сказки; — игра «Перевёртыш» (взрослый намеренно перестраивает события известной сказки, ребенок должен исправить).

Повторяйте стихи, потешки и рассказы, пройденные за год; внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Учите ребенка давать полный ответ на вопрос.

Читайте ребёнку книги. Если он читает сам – пусть ещё и пересказывает /небольшие рассказы, сказки/.

И самый настоятельный совет: Ваши дети посещали учителя-логопеда. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи!!!   

Закрепление правильного звукопроизношения

-ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику)

-развивайте дыхание, тренируя силу и длительность выдоха,

-повторяйте материал по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков по индивидуальным тетрадям для домашних заданий. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.

Закрепление умения слышать и различать звуки

-упр. «Поймай звук».

-упр. «Назови первый гласный звук в слове» -(аист, остров, утка…)

-упр. «Назови последний согласный звук в слове»-(паук, нос, стоп…)

-упр. «Назови, какой гласный звук в односложном слове» -(мак, рот, лук…)

-упр. «Определи, есть ли заданный звук в слове».

-упр. «Отхлопай слово по слогам».

-упр. «Назови слова с определенным звуком, слогом».

Уважаемые родители, пожалуйста, обращайте внимание на свою речь и речь ребенка. Сразу же исправляйте речевые ошибки

© 2024. .