Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму. ама
Разберем, чем такие специалисты занимаются, что собой представляет профессия, какие у нее плюсы, минусы и где можно получить профильное образование.
Кто такой тьютор и чем он занимается?
Тьютор — это учитель-консультант, воспитатель, индивидуальный наставник и опекун. Он следит, чтобы его подопечный осваивал учебную программу, выполнял домашние задания. От специалиста требуется эмоциональная поддержка, внимание, поэтому профессия подходит тем, кто любит работать с детьми.
Наставник может заниматься с одним или несколькими детьми. Сколько тьюторов нужно для коллектива воспитанников, зависит от особенностей образовательного процесса. Часто специалист работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот тьютор выступает как воспитатель, поддерживающий в ребенке стремление к самостоятельности, получению знаний. Наставник в инклюзивном образовании следит, чтобы дети с ОВЗ учились в удобном режиме и успешно социализировались.
Где учиться на тьютора?
Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов, переподготавливать.
В нашем ДОУ, 3 специалиста, получившие переподготовку «Тьютор ДОУ», на базе высшего образования.
Что должен знать тьютор?
Чтобы выполнять обязанности, специалист должен владеть методиками общей, коррекционной педагогики, индивидуального планирования учебного процесса. Нужны знания в следующих областях:
- законодательство в области образования, семейного права;
- основы возрастной педагогики и психологии, школьной гигиены;
- методики организации процесса обучения в общем, инклюзивном образовании;
- методы поиска информации, в том числе в цифровом виде;
- мотивация, развитие игровой деятельности у детей.
Чтобы заниматься с детьми с ОВЗ, специалист должен владеть методиками специальной психологии, логопедии, уметь диагностировать уровень психофизического развития воспитанников. В зависимости от должностной инструкции и места работы, могут понадобиться навыки коррекционно-развивающей работы.
Должностные обязанности и функции тьютора
Непосредственные должностные обязанности тьютора определяет руководство организации, в которой он работает. Инструкции разрабатываются на базе квалификатора профессий. К функциональным обязанностям специалиста, в целом, относится:
- выявление, структурирование и развитие у детей интереса к знаниям;
- подготовка индивидуальных программ обучения в рамках должностной инструкции;
- сопровождение учеников в процессе обучения, подготовки к урокам, поиска информации для самообразования;
- профориентационная работа, помощь в подборе дополнительных курсов;
- контроль уровня знаний, анализ причин успехов и неудач.
В обязанности также включают составление внутренних должностных инструкций, других документов. При работе с детьми с ОВЗ специалист делает упор на поддержку, активизацию стремления к знаниям, речевого общения.
Важные личные качества тьютора
Тьютор должен легко находить общий язык с разными людьми, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками. В работе с детьми с ОВЗ нужно безусловно принимать их, быть максимально эмпатичным. Важные для тьютора качества:
- самоорганизованность, пунктуальность, ответственность;
- психоэмоциональная устойчивость;
- тактичность, спокойствие, рассудительность;
- толерантность и высокая культура общения;
- способности к анализу, наблюдательность;
- творческие способности, креативность.
С кем занимаются тьюторы в «Первое Мая»?
В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду.
Наши тьюторы работают прежде всего с ДЕТЬМИ!
Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.
Реклама
Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.
Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.
Цель ТЬЮТОРА — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.
Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
- вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
- адаптация ребенка к коллективу;
- -контроль результатов реализации индивидуальной программы.
Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.
Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.
Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие, соответствующее возрасту — то есть готов к школе.
Есть вопросы о работе тьютора?
Задавайте нашим специалистам, с удовольствием ответим.
ИЛИ:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.