ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Детский сад № 10 "Первое Мая"
Ставропольский край г Зеленокумск
Ставропольский край р-н Советский г Зеленокумск ул Бульварная, 26
+7 (86552) 6-18-01
doy1maya@mail.ru

Детский сад № 10 "Первое Мая"

Ставропольский край г Зеленокумск
МЕНЮ

Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму. ама

Разберем, чем такие специалисты занимаются, что собой представляет профессия, какие у нее плюсы, минусы и где можно получить профильное образование.

Кто такой тьютор и чем он занимается?

Тьютор — это учитель-консультант, воспитатель, индивидуальный наставник и опекун. Он следит, чтобы его подопечный осваивал учебную программу, выполнял домашние задания. От специалиста требуется эмоциональная поддержка, внимание, поэтому профессия подходит тем, кто любит работать с детьми.

Наставник может заниматься с одним или несколькими детьми. Сколько тьюторов нужно для коллектива воспитанников, зависит от особенностей образовательного процесса. Часто специалист работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот тьютор выступает как воспитатель, поддерживающий в ребенке стремление к самостоятельности, получению знаний. Наставник в инклюзивном образовании следит, чтобы дети с ОВЗ учились в удобном режиме и успешно социализировались.

Где учиться на тьютора?

Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов, переподготавливать.

 В нашем ДОУ, 3 специалиста, получившие переподготовку «Тьютор ДОУ», на базе высшего образования. 

Что должен знать тьютор?

Чтобы выполнять обязанности, специалист должен владеть методиками общей, коррекционной педагогики, индивидуального планирования учебного процесса. Нужны знания в следующих областях:

  • законодательство в области образования, семейного права;
  • основы возрастной педагогики и психологии, школьной гигиены;
  • методики организации процесса обучения в общем, инклюзивном образовании;
  • методы поиска информации, в том числе в цифровом виде;
  • мотивация, развитие игровой деятельности у детей.

Чтобы заниматься с детьми с ОВЗ, специалист должен владеть методиками специальной психологии, логопедии, уметь диагностировать уровень психофизического развития воспитанников. В зависимости от должностной инструкции и места работы, могут понадобиться навыки коррекционно-развивающей работы.

Должностные обязанности и функции тьютора

Непосредственные должностные обязанности тьютора определяет руководство организации, в которой он работает. Инструкции разрабатываются на базе квалификатора профессий. К функциональным обязанностям специалиста, в целом, относится:

  • выявление, структурирование и развитие у детей интереса к знаниям;
  • подготовка индивидуальных программ обучения в рамках должностной инструкции;
  • сопровождение учеников в процессе обучения, подготовки к урокам, поиска информации для самообразования;
  • профориентационная работа, помощь в подборе дополнительных курсов;
  • контроль уровня знаний, анализ причин успехов и неудач.

В обязанности также включают составление внутренних должностных инструкций, других документов. При работе с детьми с ОВЗ специалист делает упор на поддержку, активизацию стремления к знаниям, речевого общения.

Важные личные качества тьютора

Тьютор должен легко находить общий язык с разными людьми, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками. В работе с детьми с ОВЗ нужно безусловно принимать их, быть максимально эмпатичным. Важные для тьютора качества:

  • самоорганизованность, пунктуальность, ответственность;
  • психоэмоциональная устойчивость;
  • тактичность, спокойствие, рассудительность;
  • толерантность и высокая культура общения;
  • способности к анализу, наблюдательность;
  • творческие способности, креативность.

С кем занимаются тьюторы в «Первое Мая»?

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду.

Наши тьюторы работают прежде всего с ДЕТЬМИ!

Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.

Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

 

Реклама

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.

Цель ТЬЮТОРА — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.

Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
  • адаптация ребенка к коллективу;
  • -контроль результатов реализации индивидуальной программы.

Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.

Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие, соответствующее возрасту — то есть готов к школе.

Есть вопросы о работе тьютора?

Задавайте нашим специалистам, с удовольствием ответим.

ИЛИ:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

© 2024. .