ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Детский сад № 10 "Первое Мая"
Ставропольский край г Зеленокумск
Ставропольский край р-н Советский г Зеленокумск ул Бульварная, 26
+7 (86552) 6-18-01
doy1maya@mail.ru

Детский сад № 10 "Первое Мая"

Ставропольский край г Зеленокумск
МЕНЮ

Консультация для родителей

Тема: «Как дошкольник становится школьником?»

Подготовила: воспитатель Дорошенко Елена Петровна

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.

Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция школьника", по определению известного психолога Л. И. Божович. Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам.

Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на которого остается только молиться учителям и родителям. Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета.

 

Что еще должно войти в психологический портрет воображаемого отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения. Она сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог продержаться только на сознательности и произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам математических вычислений.

А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей, несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.

Консультация для родителей

«Скоро в школу»

Подготовила: воспитатель Дорошенко Елена Петровна

Давайте подготовимся!

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадает. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: «подготовка к школе». Что же родители будущего первоклассника вкладывают в понятие подготовки, и какой она должна быть?
Что значит «готов к обучению?»
К сожалению, в последние годы произошла понятия готовности к школе. Это не вина родителей, а беда школы, которая по определению призвана учить, ждет детей уже обученных, удобных для себя и выставляет те требования, которые подходят ей, а не ребенку.
Говоря обобщенно, к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье.
Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.
Успехи в учебе гораздо больше зависят от желания и умения учиться, умения видеть связи явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.
Ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
Все это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу. Нужно уметь сосредоточиться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками.
Какой должна быть подготовка к школе
Общей для всех детей «подготовка к школе» не существует. За год до школы совсем не лишней будет консультация психолога. Необходимо провести всесторонний анализ развития ребенка, чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительных занятий.
Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она готовила к школе именно вашего ребенка, учитывала индивидуальные особенности его развития. Программа подготовки должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон.
Если вы готовы записать ребенка в группу подготовки к школе, то прежде всего определите для себя, что необходимо вашему ребенку, чего вы ждете от занятий и совпадают ли ваши потребности с тем, что будет происходить на занятиях.
Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы - вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе.
Стремление же сделать из дошкольных групп мини-первый класс приводит к тому, что, по данным статистики, более 70% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят.
Это не должен быть интенсивный, ускоренный курс, так называемая «экспресс-подготовка». За счет чего идет любое искусственное ускорение в развитии или обучении? За счет мобилизации всех ресурсов организма ребенка, что может привести к умственному и физическому истощению, нервному срыву. Особенно негативно интенсивность любого рода влияет на медлительность детей.
Избегайте перегрузок! Оптимальная нагрузка для дошкольника-занятия в группе подготовки к школе 2 раза в неделю по полтора-два часа, желательно в первой половине дня. К сожалению, занятия далеко не всегда проходят рядом с домом, очень часто- во второй половине дня. Если ребенок к их началу уже утомлен, то пользы от таких занятий немного. Занятия дома можно проводить каждый день, их продолжительность не должна превышать 20-3- минут, и они должны быть систематическими.

Администрация дошкольных гимназий часто пытается привлечь родителей большим количеством разнообразных занятий, общая продолжительность которых таким образом увеличивается до трех часов и более. Это очень много. В этом случае у родителей должно быть право выбора, какие занятия посещать, а от каких отказаться.
С кем и где заниматься?
В детском клубе? Частным образом с педагогом? В подготовительных группах при школе?
Дело не в помещении, а в специалистах, которые в любом учреждении будут делать свое дело.
«Плюсы» занятий в группах при школе- это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка-привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.
Желание многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправданно.
Действительно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка. Но при этом ребенок напряжен, так как должен находиться в состоянии постоянного внимания, а это очень непросто.
Основываясь на многолетней практике, я вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) гораздо продуктивнее. При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я вижу каждого и каждому могу вовремя помочь. С другой стороны, мое внимание распределяется равномерно, и дети чувствуют себя менее напряженно, учатся сотрудничать, слышать друг друга, что тоже является одной составляющих готовности к школе.
Если есть такая возможность и необходимость, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.
Учить или нет?
Вы заметили, что, говоря о готовности к школьному обучению, я совсем не говорю об обучении дошкольника, к примеру, чтению? Нужно ли этому учить?
Не может быть однозначного ответа на этот вопрос. Я далека от утверждения, что до школы нельзя учить детей читать. Неплохо, если ребенок умеет читать до школы. Важно только, какой ценой далось ему это умение. Это было желание самого ребенка или стремление родителей «не ударить в грязь лицом?»
Типичная ошибка родителей как раз состоит в том, что они начинают обучение ребенка чтению (или другим элементам школьной программы) своим волевым решением, не учитывая уровень его развития.
Когда любознательный, подвижный ребенок с развитым мышлением и речью тянется к обучению чтению или очень интересуется цифрами, счетом, то, конечно, необходимо поддержать его интерес, помочь ему научиться. Обучение в таком случае будет вполне уместным.
Но уж если родители берут на себя этот труд, то они должны обладать определенными знаниями методик обучения и должны быть уверены, что у ребенка сформируется правильный навык. Если такой уверенности нет, лучше обратиться к специалистам.
Бывает так, что ребенок не созрел, не готов и, соответственно, не стремится к этим школьным умениям. В этом случае искусственное обучение будет насилием.
Как бы и не подготовка вовсе.
В нашей обычной домашней жизни существует много моментов, которые с полным правом можно считать подготовкой к школе и которые естественно вписываются в жизнь любой семьи.
Прогулки, коньки, лыжи, плаванье-все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Поощряйте занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику: рисование, лепку, конструирование, вышивание. Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память-это читать ребенку книги. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже сам умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет.
Сотрудничайте с ребенком, не отказывайтесь, от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если понадобится. Играйте в игры, где есть четкие правила. Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Не только о «высоком»
Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобится в школе с первого дня.

Не надо забывать, что школа-это не только обучение, это еще и пребывание в ней.
Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теояя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.
Это категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях-только в семье.
Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни будет очень непростым.
Нужна ли детская «подготовка к школе» родителям?
Как детям необходимо примерить на себя роль ученика, так и родителям тоже нужно подготовиться к роли родителей первоклассника.
Если ребенок ходит на «подготовку к школе», внимательные и наблюдательные родители могут увидеть и узнать интересного и полезного о своем ребенке.
Адаптация в группе сверстников, желание учиться, приятие(неприятие) ребенком роли ученика, отношение к учителю, организационные, практические навыки-почти все трудности можно проецировать на начало будущей школьной жизни. Есть возможность скорректировать их заранее.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Как нельзя поступать с ребёнком»

 Подготовила воспитатель: Дорошенко Елена Петровна

Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий: образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не соблюдают элементарные правила воспитания малыша. Наша жизнь стремительна,  и хочется многое успеть. И мы поторапливаем, делаем неуместные, обидные замечания, иногда в некрасивой  форме. Или же, напротив, не замечаем стараний малыша, не оказываем самой главной поддержки -родительской. А  затем, спустя годы, видим в детях очевидные промахи наших "усилий". Но уже поздно. Результаты воспитания не радуют.

ЗАПОМНИТЕ, ели вы хотите, чтобы ребёнок справился с трудными периодами собственного становления, был счастлив во взрослой жизни и не имел комплексов, ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

1. Игнорировать ребенка. Это явление встречается довольно часто. С одной стороны малыш завален игрушками, книжками, сыт, одет, обут, присмотрен: А с другой, у родителей практически никогда нет на него времени. Они оба работают, заняты домашними делами, увлечены собственными заботами, и не замечают просьб ребёнка об общении, совместных играх, в лучшем случае отсылают его к телевизору.
Кроме того, у родителей есть привычка обсуждать при ребенке свои проблемы, устраивать конфликты, считая, что ребенок маленький и поэтому "все равно ничего не понимает". Это ошибка. Может малыш и не вникнет в суть конфликта, но поймет, что отец и мать ссорятся, и это вызовет у него такие негативные эмоции, как страх перед кем-то из родителей или перед обоими, вину (многие дети считают себя причиной родительских ссор) и так далее. Кроме того, ребёнок невольно перенимает манеру общения при выяснении отношений.

2. Смеяться над ребенком и унижать его. Родители могут и не подозревать о том, что некоторые их высказывания в адрес ребёнка звучат с унизительным акцентом. Такое случается довольно часто. "Не трогай, ты еще маленький!", "Детям этого делать нельзя!" И так далее. Подобные замечания вызывают у ребенка обиду и злость, и эти два чувства постепенно начинают доминировать в душе малыша. При этом сценарий развития внутренних качеств может быть совершенно разным: одни дети будут спровоцированы на неуверенность в собственных силах в дальнейшем, другие - на агрессию.

 

 

3. Не принимать во внимание мнение ребенка. Каким родителям приходит в голову посоветоваться с сыном или дочерью, если они затевают ремонт, переезд, планируют рождение еще одного ребенка, и так далее? Чаще всего взрослые просто информируют ребенка о своем решении, не считаясь с его мнением. Его голос не принимается во внимание на семейных советах, или же он всегда остается в меньшинстве:

И что же потом удивляться, когда через несколько лет уже подросток, начнет вести себя, по мнению родителей, наплевательски, не интересуясь их жизнью и проблемами? Его же давно приучили к тому, что его мнение никого не волнует! Вот теперь родителям и приходится пожинать семена, посеянные ими собственноручно.

Консультация для родителей

«Ребенок и дорога».

Подготовила воспитатель : Дорошенко

Елена Петровна

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь  с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание.

На то, что смотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому, что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому, что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

© 2024. .